Китайская культура считается одной из самых древних в мире, наверное, именно благодаря этому многие аспекты жизни китайцев имеют классическую и неизменную форму, а все новое, почерпнутое из западных культур постепенно ассимилируется и становится неотличимым от истинно китайского. Так и китайский цирк за два тысячелетия своего существования обрел уникальную форму, превратился в национальное достояние, неподвластное веяниям моды и одновременно не создающее ощущения закостенелости.
Как и на протяжении последних двух тысяч лет китайский цирк еще в двадцатом веке более напоминал своей закрытостью некую секту, так же как обучение европейцев секретам китайских единоборств, открытие тайн китайского цирка могло караться смертью. В нынешнее время такое суровое отношение слегка смягчилось, но не потому, что проводится политика открытости, а потому, что даже открытые тайны оказываются неподвластны людям иных культур. Говорят, что человек западного мира в состоянии постичь не больше трети глубины цирковых действ восточных мастеров.
В противовес европейским семейным циркам и цирковым династиям в Китае существуют так называемые цирковые школы, подобные школам оружейников, лодочников и тому подобным школам. К обучению принимаются дети, едва достигшие трехлетнего возраста, но стать учеником очень не просто, на одно место могут претендовать тысячи детей. И количество желающих избрать цирковую карьеру не уменьшается. Несмотря на жесткие тренировки от рассвета до заката, изматывающие репетиции и иные трудности, актер цирка уверен в своем будущем, благодаря своему искусству он будет всегда сыт, хорошо одет, прокормит семью и, в общем, будет, обеспечен лучше, чем среднестатистический китаец.
Тренировки китайских цирковых артистов сильно отличаются от тренировок, например российской или канадской цирковых школ. Артисты полностью лишены жалости к своему телу, именно благодаря этому четырнадцатилетние девочки могут изгибаться самым невероятным образом, а юные акробаты выстраивать под куполом цирка невозможные даже для тренированных спортсменов фигуры. Не удивительно, что уже в 10-12 лет китайские артисты цирка являются настоящими профессионалами. Отметим, что возраст артистов, представляющих многие трюки, часто колеблется всего лишь между двенадцатью и двадцатью тремя годами.
В китайских цирках есть жонглеры, акробаты, гимнасты, представители множества уникальных артистических направлений, не встречающихся в других цирках, но здесь совершенно нет профессиональных дрессировщиков животных со столетними традициями. Китайцы не стремятся укротить тигров или морских котиков, их задача – укротить себя, найти в себе и использовать скрытые резервы, о которых мы обычно даже не догадываемся.
В качестве примера невидимой обычному зрителю тайны можно привести знаменитых китайских жонглеров, вращающих тарелочки на длинных палочках. Забавное для нас зрелище, вызывающее восхищение мастерством артиста, на самом деле практически священнодействие, в котором жонглер является посредником между зрителем и Солнцем, символом которого и является, казалось бы, обычная фарфоровая тарелочка.
А как всех восхищают удивительные фигуры, которые строят из своих тел гимнасты, мы видим в них удивительные узоры, но даже и не догадываемся, что многие из них - попытка повторить китайские иероглифы, обозначающие слова и целые понятия.
Китайский цирк грандиозен, все его тайны до сих пор не открыты, а значит нам есть чему удивляться, и чем восхищаться.